Максименкова Ольга Сергеевна

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков "с" и "ш"".

28 апреля 2016

 

 

 

Цель: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Задачи:  формировать умение дифференцировать и отчетливо произносить звуки « ш», «с» в словах, совершенствовать слуховое восприятие с помощью упражнений на определение  позиции звука в слове, совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать фонематический слух, внимание, мышление;  воспитывать сопереживание к сказочному герою,  воспитывать умение слушать других.

Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением предметов со звуками «с» и «ш»,  кубики( 3 шт.) разного  цвета, листы бумаги А4 разделенные пополам ,  цветные карандаши.

 

 Ход НОД

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Это письмо от Чебурашки (отвечают дети). Давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Чебурашка, мне сорока принесла на хвосте, что вы умные и дружные ребята и умеете хорошо говорить. А вот я не знаю, где говорить звук «с»,  а где «ш»?  И надо мной смеется старушка Шапокляк. Научите меня говорить правильно! Давайте поможем Чебурашке,  и  покажем  как мы занимаемся. Садитесь на стульчики.

Воспитатель: Сначала давайте сделаем зарядку для язычка. Артикуляционная гимнастика:

«лягушка» - растянули губки в улыбке, «слоник» - собрали губки и вытянули в хоботок, чередуем 3 раза «лягушка», «слоник»; «иголочка»- высунули кончик язычка из ротика и сжали его в иголочку;  «часики» - высунули кончик язычка и двигаем им вправо, влево. Повторили 3 раза ; «лошадка» -пощелкали язычками как лошадка. (Дети делают артикуляционную гимнастику вместе с воспитателем).

Воспитатель: Вспомним, что такое звук:

Мы не можем звук увидеть,

 И не можем в руки взять.

 Звук мы можем только слышать,

 А еще его сказать.

Сегодня мы с вами будем слушать, и говорить звуки «с» и «ш».

Звук [ш] согласный, потому что во рту воздух встречает преграду.

Ребята, давайте произнесем:

- как шипит змея? [ш-ш-ш]

- как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

 Как льется вода? [ с -с-с ].

А теперь мы с вами произнесем эти звуки в слогах:

 Ша – шо – шу - ши;

Са – со - су- сы;

Са – са -  са у Сони коса;

Со  - со – со  поломалось  колесо;

Сы - сы - сы хвост красивый у лисы;

Ша – ша – ша  мама моет малыша;

Шо - шо -  шо  говорю я хорошо;

Ши – ши - ши есть у мамы малыши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем).

Воспитатель:

Игра  «Покажи  какой звук».

- А сейчас давайте поиграем в такую игру: вы будете  слушать  и  показывать звуки. Напоминаю вам, что звук « ш»  — это песня змеи, а « с»  — песня воды. Формулирую задание: услышав тот или иной звук, вы должны выполнять соответствующее движение: на звук « ш»  — зигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук « с»  — умываемся. Воспитатель произносит  звуки (  ш…   ш... с...   ш...  с... с... ш... с.. с... ш... с).

(Дети выполняют соответствующие движения).

Воспитатель  называет  слова со звуками « ш»  и  «с».

- А теперь я буду произносить слова, а показывать будут девочки, а мальчики проверяют:

сова, ослик, шары, сахар, кошка.

Слова для мальчиков: шляпа, осина, солнце, шерсть, мишка. (Дети выполняют  задание).

 

Игра «Определи  какой  звук».

Воспитатель прикрепляет на доску картинку с изображением шара ( звук ш)  и картинку с изображением собаки  (звук с). Между  ними  располагает картинки  с  изображением  предметов  со звуками  « ш»  и  « с».  (Кошка,  лягушонок,  мышонок,  мишка,  неваляшка,  лошадка,  светофор,  самолет,  страус,  сова,  слон,  свекла,  лось,  лиса,  свинка,  носорог). Объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить какой знакомый звук есть в этом слове, и положить эту картинку к картинке с шариком или собакой. (Дети выполняют задание).

 

 Физкультминутка

 Выполняем  движения согласно тексту.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

ночью  спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так  ( надуть щёки и кулачками нажать на них).

Воспитатель:

А теперь послушайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской  «Жадина»:

Пес шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел Щеночек.

 Попросил кусочек...

Сел пес стал гадать,

Дать или не дать?

Погадал, погадал,

Пожевал, пожевал,

Не дал.

Воспитатель ставит на свой стол 3 кубика одинакового цвета.  Посмотрите, что я поставила? А теперь послушайте отрывок еще раз  и назовите слова со звуком « ш» (шагал, большую, подошел). По мере называния детьми слов убирает  один  за другим  кубики.

 

Ребята, мы с вами и Чебурашка  научились слышать и произносить звуки  «с» и « ш».  Давайте вместе повторим  скороговорки:

 У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

(Дети  повторяют скороговорки вместе с воспитателем, затем индивидуально).

 

Воспитатель: Чебурашке очень понравилось с нами заниматься. А теперь, чтобы Старуха Шапокляк больше не  дразнила Чебурашку, нарисуем для нее подарки. На альбомном листе бумаги, дети рисуют  справа предметы на звук «ш», а слева на звук «с», закрашивают.  

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали?  Какие звуки мы учились правильно произносить? (звук «ш», « с »).

 Верно, мы четко произносили звук  «ш», «с» в  речи.

Назовите слова со звуком «ш», « с».

- Какое у вас настроение?  А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал, а в заключении Чебурашка хочет спеть нам свою песенку. Прослушивание песни Чебурашки.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: